Изменения законодательства

Письмо ФНС России от 04.06.2024 №БВ-4-7/6187@ ФНС России


Письмом от 04.06.2024 №БВ-4-7/6187@ ФНС России подготовлен и доведён до всех территориальных налоговых органов Обзор правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного и Верховного Судов РФ, принятых в 1-м квартале 2024г., по следующим вопросам налогообложения, госрегистрации юрлиц и индивидуальных предпринимателей:

1. Налоговые органы, органы исполнительной власти субъектов РФ на будущее время должны соотносить свои действия и решения, связанные с включением объектов недвижимости в кадастровые перечни, с содержанием Постановления КС РФ от 12.11.2020 №46-П. В то же время пересмотр налоговых обязательств в тех отношениях по уплате налога, которые уже завершены, а налог в рамках которых исчислен исходя из включения объекта недвижимого имущества в перечень и уплачен, из данного Постановления не вытекает.
(определение КС РФ от 30.01.2024 №8-О-Р)

2. Впредь до внесения в правовое регулирование необходимых изменений физическим лицам, не зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, чья деятельность признана налоговым органом предпринимательской, в соответствии с абзацами первым и четвертым пункта 1 статьи 221 НК РФ не предоставляется право на профессиональные налоговые вычеты.

3. Действия, связанные с одновременным внесением в реестр прав на недвижимость как записи о вещном праве на объект недвижимого имущества, так и дополнительных сведений об ограничении права на него (обременении имущества), сопутствующих записи о вещном праве на такой объект, не могут противопоставляться друг другу как самостоятельные юридически значимые действия, каждое из которых требовало бы уплаты государственной пошлины.
Управляющие компании действуют в интересах владельцев паев, потому указанные регистрационные действия не должны влечь для указанных лиц излишнее фискальное бремя.
(постановление КС РФ от 20.02.2024 №7-П)

4. Применительно к статье 24 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Исламской Республики Иран от 06.03.1998 «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал» запрет дискриминации состоит в недопустимости возникновения ситуаций, когда налогоплательщик подвергается более обременительным условиям налогообложения в Российской Федерации только по причине его иностранного статуса (дискриминация по признаку резидентства получателя дохода). При этом требование о недискриминации не означает, что Российская Федерация обязана предоставлять резидентам другой страны какие-либо преференции в сфере налогообложения или обеспечивать полную идентичность условий налогообложения российских плательщиков и иностранных лиц.

(определение СКЭС ВС РФ от 15.03.2024 по делу А40-243943/2022 (АО «Мир Бизнес Банк»))
5. Письменное разъяснение ФНС России, согласно которому при применении патентной системы налогообложения налоговым периодом признается период действия патента, соответствуют действительному смыслу разъясняемых положений статьи 346.49 НК РФ. При этом формы контроля, осуществляемого ФНС России в отношении своих территориальных органов могут выражаться в том числе в виде доведения до них писем, в которых рассматриваются отдельные вопросы организации работы.
Факт упоминания такого письма в различных решениях налоговых органов и арбитражных судов сам по себе не означает, что такое письмо вследствие его указания приобрело нормативные свойства для неопределенного круга лиц.

6. Земельные участки, предназначенные для индивидуального жилищного строительства, внесенные в состав имущества фонда, представляют собой актив, который по факту его включения в состав паевого инвестиционного фонда предполагает использование в целях извлечения прибыли, что исключает налогообложение данных земельных участков по ставке 0,3 процента при исчислении земельного налога.
В случае же возникновения спора об учете льготы при доначислении недоимки, с учетом положений пункта 2 статьи 22 НК РФ руководитель налогового органа (его заместитель), установив при рассмотрении материалов налоговой проверки, что плательщиком не использовалась установленная законодательством льгота, не должен уклоняться от уведомления плательщика относительно наличия установленной законодательством льготы, тем самым, избирая более обременительный для плательщика вариант определения размера недоимки.
(определение СКЭС ВС РФ от 04.03.2023 по делу А06-461/2022 (ООО «СХП «Понизовье МДЦ»))

8. Суд, рассматривая требования о взыскании с индивидуального предпринимателя недоимки по страховым взносам, не может ограничиться формальной констатацией лишь факта нарушения обязательства, не принимая во внимание иные связанные с ним обстоятельства, в том числе представленные гражданином доказательства существования обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили ему своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности.


9. Закрепленное в абзацем пятом пункта 1 статьи 45 НК РФ правило о том, что иное лицо не вправе требовать возврата из бюджетной системы Российской Федерации уплаченного за налогоплательщика налога, не применяется, если поступление в бюджет излишне уплаченной суммы в счет возмещения вреда обусловлено применением в процедуре банкротства такого института, как субсидиарная ответственность.
(определение СКЭС ВС РФ от 09.02.2024 по делу А40-191073/2022 (ООО «Локар»))

10. Корпоративные споры о праве на участие в юридическом лице не могут разрешаться в порядке оспаривания решений, действий (бездействия) регистрирующего органа. Наличие сомнений в том, имеется ли спор о корпоративных правах или об оспаривании действий регистрирующего органа, должно толковаться в пользу существования спора о корпоративных правах. Ответчиком по такому спору выступает лицо, право которого зарегистрировано в реестре, а не регистрирующий орган.
(определение СКЭС ВС РФ от 01.02.2024 по делу А57-4383/2022)

11. Запрет на ликвидацию юридического лица является самостоятельным и достаточным основанием для приостановления государственной регистрации ликвидации до отмены судебного запрета или наступления обстоятельств, указанных в судебном акте, которым наложен такой запрет.