Повышение эффективности мер по выявлению бенефициарных владельцев клиентов и лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 7.3 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее соответственно – Федеральный закон № 115-ФЗ, публичные должностные лица), остается в фокусе внимания Банка России, что соотносится с подходами к данному вопросу со стороны международных объединений и организаций, формирующих стандарты в сфере противодействия отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
Так, в марте 2022 года в Международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (далее соответственно − Рекомендации, ФАТФ) были внесены изменения, направленные на повышение эффективности мер по предотвращению использования юридических лиц в целях отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма и обеспечение беспрепятственного доступа компетентных органов к актуальной информации о бенефициарных владельцах юридических лиц. ФАТФ в феврале 2023 года внесены симметричные указанным изменения в Рекомендацию 25 «Прозрачность и бенефициарные собственники юридических образований» и пояснительную записку к ней, предусматривающие дополнительные меры по предотвращению использования трастов и иных видов иностранных структур без образования юридического лица в целях отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма .
В марте 2023 и 2024 года в целях оказания содействия странам в имплементации положений Рекомендаций 24 и 25 и пояснительных записок к ним, обновленных в марте 2022 года и феврале 2023 года соответственно, опубликованы руководства ФАТФ «Бенефициарное владение юридических лиц» и «Бенефициарная собственность и прозрачность юридических образований», которые могут быть использованы кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями в работе по выявлению и идентификации бенефициарных владельцев клиентов ‒ юридических лиц и иностранных структур без образования юридического лица .
По итогам оценки соответствия российской противолегализационной системы Рекомендациям ФАТФ, проведенной ФАТФ в 2019 году, уровень выполнения финансовыми учреждениями требований по идентификации бенефициарных владельцев признан удовлетворительным. Однако признание единоличного исполнительного органа в качестве бенефициарного владельца клиента в отсутствие принятия обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер по идентификации бенефициарных владельцев не соответствует требованиям Федерального закона № 115-ФЗ и, по мнению ФАТФ, может являться следствием недостаточно глубокого понимания определения бенефициарного владельца, особенно когда речь идет о сложных структурах собственности. С учетом изложенного рекомендуется минимизировать случаи признания единоличного исполнительного органа клиента в качестве его бенефициарного владельца.
Признание единоличного исполнительного органа клиента в качестве бенефициарного владельца возможно только после анализа совокупности имеющихся у кредитных организаций и некредитных финансовых организаций документов и информации о клиентах, а также иных сведений об осуществлении физическим лицом в конечном счете прямого или косвенного владения юридическим лицом или осуществлении контроля над клиентом . Одновременно, по оценке ФАТФ 2019 года, финансовые учреждения надлежащим образом реализуют меры по идентификации публичных должностных лиц.
Вместе с тем рекомендовано усилить работу по выявлению публичных должностных лиц. В 2022 году завершен 2-й цикл обзора хода выполнения Российской Федерацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31.10.2003, по результатам которого российским компетентным органам рекомендовано в рамках выполнения статьи 52 указанной Конвенции продолжить активное взаимодействие с поднадзорными организациями по вопросам идентификации публичных должностных лиц8 . По результатам проведения национальных оценок рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, в 2017−2018 и 2022 годах отмечено, что преступления коррупционной направленности продолжают представлять существенную угрозу с точки зрения дальнейшего отмывания полученных доходов. Наиболее распространенными преступлениями остаются злоупотребление должностными полномочиями, превышение полномочий, получение и дача взятки. Сфера расходования бюджетных средств, а также сектор реальной экономики являются наиболее подверженными соответствующим рискам.
С учетом изложенного Банк России обращает внимание на актуальность Методических рекомендаций по идентификации кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями бенефициарных владельцев клиентов – юридических лиц от 27.06.2017 № 12-МР и Методических рекомендаций об исполнении кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями требований в отношении выявления и обслуживания иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций и российских публичных должностных лиц от 27.06.2017 № 13-МР и необходимость повышения кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями внимания к вопросам реализации требований противолегализационного законодательства Российской Федерации в части выявления и идентификации бенефициарных владельцев клиентов и выявления публичных должностных лиц.
Обращаем внимание кредитных организаций, а также некредитных финансовых организаций на необходимость использования кодов группы признака 26 «Признаки, свидетельствующие о возможном осуществлении легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, с участием публичных должностных лиц», предусмотренных приложением к Положению № 375-П, а также кода вида признака 1117 «Совершение операции клиентом, являющимся иностранным публичным должностным лицом, либо должностным лицом публичной международной организации, либо действующим в интересах (к выгоде) иностранного публичного должностного лица, либо являющимся супругом, близким родственником (родственником по прямой восходящей и нисходящей линии (родителем и ребенком, дедушкой, бабушкой, внуком, внучкой), полнородным и неполнородным (имеющим общих отца или мать) братом и сестрой, усыновителем и усыновленным) иностранного публичного должностного лица», предусмотренного приложением 3 к Положению № 445-П, при направлении в Росфинмониторинг в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ информации о подозрительных операциях (подозрительных действиях) с участием публичных должностных лиц.
Источник
Так, в марте 2022 года в Международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (далее соответственно − Рекомендации, ФАТФ) были внесены изменения, направленные на повышение эффективности мер по предотвращению использования юридических лиц в целях отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма и обеспечение беспрепятственного доступа компетентных органов к актуальной информации о бенефициарных владельцах юридических лиц. ФАТФ в феврале 2023 года внесены симметричные указанным изменения в Рекомендацию 25 «Прозрачность и бенефициарные собственники юридических образований» и пояснительную записку к ней, предусматривающие дополнительные меры по предотвращению использования трастов и иных видов иностранных структур без образования юридического лица в целях отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма .
В марте 2023 и 2024 года в целях оказания содействия странам в имплементации положений Рекомендаций 24 и 25 и пояснительных записок к ним, обновленных в марте 2022 года и феврале 2023 года соответственно, опубликованы руководства ФАТФ «Бенефициарное владение юридических лиц» и «Бенефициарная собственность и прозрачность юридических образований», которые могут быть использованы кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями в работе по выявлению и идентификации бенефициарных владельцев клиентов ‒ юридических лиц и иностранных структур без образования юридического лица .
По итогам оценки соответствия российской противолегализационной системы Рекомендациям ФАТФ, проведенной ФАТФ в 2019 году, уровень выполнения финансовыми учреждениями требований по идентификации бенефициарных владельцев признан удовлетворительным. Однако признание единоличного исполнительного органа в качестве бенефициарного владельца клиента в отсутствие принятия обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер по идентификации бенефициарных владельцев не соответствует требованиям Федерального закона № 115-ФЗ и, по мнению ФАТФ, может являться следствием недостаточно глубокого понимания определения бенефициарного владельца, особенно когда речь идет о сложных структурах собственности. С учетом изложенного рекомендуется минимизировать случаи признания единоличного исполнительного органа клиента в качестве его бенефициарного владельца.
Признание единоличного исполнительного органа клиента в качестве бенефициарного владельца возможно только после анализа совокупности имеющихся у кредитных организаций и некредитных финансовых организаций документов и информации о клиентах, а также иных сведений об осуществлении физическим лицом в конечном счете прямого или косвенного владения юридическим лицом или осуществлении контроля над клиентом . Одновременно, по оценке ФАТФ 2019 года, финансовые учреждения надлежащим образом реализуют меры по идентификации публичных должностных лиц.
Вместе с тем рекомендовано усилить работу по выявлению публичных должностных лиц. В 2022 году завершен 2-й цикл обзора хода выполнения Российской Федерацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31.10.2003, по результатам которого российским компетентным органам рекомендовано в рамках выполнения статьи 52 указанной Конвенции продолжить активное взаимодействие с поднадзорными организациями по вопросам идентификации публичных должностных лиц8 . По результатам проведения национальных оценок рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, в 2017−2018 и 2022 годах отмечено, что преступления коррупционной направленности продолжают представлять существенную угрозу с точки зрения дальнейшего отмывания полученных доходов. Наиболее распространенными преступлениями остаются злоупотребление должностными полномочиями, превышение полномочий, получение и дача взятки. Сфера расходования бюджетных средств, а также сектор реальной экономики являются наиболее подверженными соответствующим рискам.
С учетом изложенного Банк России обращает внимание на актуальность Методических рекомендаций по идентификации кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями бенефициарных владельцев клиентов – юридических лиц от 27.06.2017 № 12-МР и Методических рекомендаций об исполнении кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями требований в отношении выявления и обслуживания иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций и российских публичных должностных лиц от 27.06.2017 № 13-МР и необходимость повышения кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями внимания к вопросам реализации требований противолегализационного законодательства Российской Федерации в части выявления и идентификации бенефициарных владельцев клиентов и выявления публичных должностных лиц.
Обращаем внимание кредитных организаций, а также некредитных финансовых организаций на необходимость использования кодов группы признака 26 «Признаки, свидетельствующие о возможном осуществлении легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, с участием публичных должностных лиц», предусмотренных приложением к Положению № 375-П, а также кода вида признака 1117 «Совершение операции клиентом, являющимся иностранным публичным должностным лицом, либо должностным лицом публичной международной организации, либо действующим в интересах (к выгоде) иностранного публичного должностного лица, либо являющимся супругом, близким родственником (родственником по прямой восходящей и нисходящей линии (родителем и ребенком, дедушкой, бабушкой, внуком, внучкой), полнородным и неполнородным (имеющим общих отца или мать) братом и сестрой, усыновителем и усыновленным) иностранного публичного должностного лица», предусмотренного приложением 3 к Положению № 445-П, при направлении в Росфинмониторинг в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ информации о подозрительных операциях (подозрительных действиях) с участием публичных должностных лиц.
Источник