Судебная практика

Теперь налоговые специалисты стали еще и технологами...

Суть спора:
✅Общество с ограниченной ответственностью «Юговской комбинат молочных продуктов» (далее – заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Пермскому краю (далее – налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Пермскому краю №1721 от 28.06.2022 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю № 18-18/610 от 02.09.2022

✅Определением суда от 28.03.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство агропромышленного комплекса Пермского края (далее - Минагро). В порядке ст. 52 АПК РФ к участию в деле привлечена Прокуратура Пермского края (далее - Прокуратура).


✅Обществу по выявленным нарушениям законодательства о налогах и сборах доначислено
110 908 396,58 руб., в том числе:
НДС - 86 621 808 руб.,
пени - 20 140 388 руб.,
штраф в соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ - 541 367,58 руб. (с учетом смягчающих ответственность обстоятельств размер штрафа уменьшен в 32 раза).

Основанием для доначисления НДС послужил вывод налогового органа о неправомерном применении НДС по ставке 10% при реализации обществом следующей продукции:
- сычужный продукт с заменителем молочного жира 100% от жировой фазы на основе молока с массовой долей жира в пересчете на сухое вещество 50%, выпускаемый под наименованиями: «Деревенский», «Гауда оригинальная», «Голландский оригинальный», «Российский оригинальный», «Тильзитер», «Эдам оригинальный»;
- продукт сычужный «Голландский оригинальный» с заменителем молочного жира 100% от жировой фазы на основе молока с массовой долей жира в пересчете на сухое вещество 45%, товарный знак «ПАН СТУПКА».



✅Решением Арбитражного суда Пермского края от 13.06.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано. Также суд отменил принятые определением от 23.09.2022 обеспечительные меры в виде приостановления действия обжалуемого решения до вступления в законную силу соответствующего судебного акта по настоящему делу

✅По мнению апеллянта, судом первой инстанции не обоснован вывод о том, что производитель не имел права применения кода «молочной группы» классификатора ОКПД2 при декларировании спорного продукта. Судом не учтено, что при реализации спорных продуктов обществом правомерно был присвоен код классификатора. ОКПД2 10.51.56.490 «Продукты переработки молока и побочные продукты прочие, не включенные в другие группировки», поскольку понятие «молокопродукты» не стандартизовано и не поименовано ни в одном техническом или отраслевом регламенте.

✅По мнению заявителя, судом первой инстанции неправомерно проигнорирован довод о том, что к коду классификатора ОКПД2 10.51.56.490 относится существенный перечень продуктов, в иных местах не поименованный и реализуемый иными производителями по ставке НДС 10%. Кроме того, апеллянт считает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что коду 9 классификатора ОКПД 2 10.51.56.490 императивно не соответствует код ТН ВЭД ЕАЭС 2106909808. Также суд необоснованно не оценил довод заявителя о несостоятельности выводов налогового органа в части отнесения обезжиренного молока к возвратным отходам переработки молока. По мнению апеллянта, правомерность применения им льготной ставки в отношении спорного продукта подтверждается совокупностью представленных в дело доказательств, которые оценку суда не получили и налоговым органом не опровергнуты.

Доказательства сторон:

🎯 По общему правилу, в соответствии с абзацем 4 подпункта 1 пункта 2 статьи 164 НК РФ, при реализации молока и молокопродуктов налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по ставке 10 процентов.
В целях реализации положений подпункта 1 пункта 2 статьи 164 НК РФ Правительством Российской Федерации принято постановление от 31.12.2004 № 908 «Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов» (далее - Перечень). Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. № 14-ст принят и введён в действие Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (далее - Общероссийский классификатор).

🎯Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждено и лицами, участвующими в деле, не опровергнуто, что в обоснование правомерности применения ставки НДС 10% в отношении спорной продукции общество указывает, что реализованный продукт относится к коду 10.51.56.490 «Продукты переработки молока и побочные продукты прочие, не включенные в другие группировки», включенному в Перечень кодов видов продовольственных товаров, реализуемых с применением 10% ставки НДС.При этом соответствующий код ОКПД 2: 10.51.56.490 был присвоен заявителем спорным продуктам исходя из их состава, соотношения компонентов и технологии производства.

🎯Общество с ограниченной ответственностью «Юговской комбинат молочных продуктов» считает, что понятие «молоко и молокопродукты» шире понятия «молоко и молочная продукция», содержащегося в TP ТС 033/2013. Понятие «молочная продукция» относится, в том числе к TP ТС 033/2013, а «молокопродукты» могут относиться только к Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (TP ТС 021/2011), утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011г. №880.
Поскольку Общество не могло задекларировать производимый продукт в соответствии с ТР ТС 033/2013, так как в указанном техническом регламенте отсутствует наименование для указанного продукта, продукт был задекларирован в соответствии с ТР ТС 021/2011. Вместе с тем, отсутствие обязанности по декларированию производимого продукта в соответствии с ТР ТС 033/2013, не исключает, по мнению заявителя, возможности присвоения спорному продукту кода ОКПД2 10.51.56.490 и, соответственно, применения в отношении спорного продукта льготной налоговой ставки.

🪓По мнению налогового органа, поддержанному Россельхознадзором и Прокуратурой, продукция, указанная в п.п. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ (молоко и молокопродукты) для целей налогообложения и при применении постановления Правительства от 31.12.2004 № 908 должна соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» ТР ТС 033/2013. Между тем, выпускаемая обществом продукция требованиям указанного регламента не соответствует

🪓Понятия «молоко и молокопродукты» «Молоко и молочная продукция» Налоговым кодексом Российской Федерации не урегулированы.Молоко и молокопродукты, являясь пищевой продукцией, должны соответствовать Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011). Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» (ТР ТС 033/2013) установлено понятие "молоко" и "молочная продукция" С учетом этого суд первой инстанции обоснованно посчитал, что отраслевым нормативным актом, раскрывающим понятия «молоко» и «молочная продукция», является технический регламент Таможенного союза ТР ТС 033/2013. С учетом содержания вышеприведенной правовой нормы налоговым органом обоснованно установлено, и заявителем не оспаривается, что производимый им спорный продукт не попадает под действие ТР ТС 033/2013, поскольку содержит заменитель молочного жира более 50% от жировой фазы продукта.

🪓Согласно введению к Общероссийскому классификатору, ОКПД 2 построен на основе гармонизации со Статистической классификацией продукции по видам деятельности в Европейском экономическом сообществе (КПЕС 2008) - Statistical Classification of Products by Activity in the European Economic Community, 2008 version (CPA 2008) путем сохранения без изменения в ОКПД 2 из КПЕС 2008 кодов (до шести знаков включительно) и объемов понятий соответствующих позиций. При этом имеются случаи, для которых национальные особенности отражаются путем изменения группировок CPA 2008 с 2 - 6-разрядными кодами. Особенности, отражающие потребности российской экономики по детализации продукции, учитываются в группировках ОКПД 2 с 7 - 9-разрядными кодами. Объектами классификации в ОКПД 2 является продукция (услуги, работы). ОКПД 2, в том числе, предназначен для обеспечения информационной поддержки задач, связанных с налогообложением.

🪓В проверяемый период производимый Обществом продукт был классифицирован заявителем в соответствии с Единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) в товарной подсубпозиции 2106 90 980 9 «Пищевые продукты, в другом месте не поименованные или не включенные; - прочие; -- прочие; --- прочие; ---- прочие». При этом в перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на территорию Российской Федерации в проверяемом периоде из подсубпозиции 2106 90 980 9 были включены только «сыры плавленые», к которым производимый Обществом продукт не относится. Таким образом, присвоение спорному продукту кода ТН ВЭД 2106 90 980 9 само по себе не давало налогоплательщику права на применение пониженной ставки НДС.

🪓Вопреки доводам жалобы показания допрошенных в судебном заседании специалистов Лодыгина А.Д., Топниковой Е.В., Рогова Г.Н., а так же представленные Обществом экспертные заключения АНО «СОЮЗЭКСПЕРТИЗА» № 026-07-00148 от 04.03.2022, ВНИИМС - филиал ФГБНУ «ФНЦ пищевых систем имени В.М. Горбатова» № 19862939-001-2022 от 06.06.2022 года, ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» от 27.03.2023 года, ФГБНУ «ФНЦ пищевых систем им. В.М. Горбатова» РАН № 19862939-001-2023 от 14.04.2023 года, обоснованно не приняты судом в качестве бесспорных доказательств правомерности присвоения продукции заявителя кода ОКПД2 10.51.56.490, поскольку указанные специалисты подтверждают довод заявителя о необходимости присвоения кода ОКПД2 10.51.56.490 только исходя из технологии производства спорного продукта, его состава, а также органолептических и физико-химических показателей, безотносительно к иерархии построения ОКПД2 и необходимости соответствия выпускаемой в обращение продукции требованиям, установленным ТР ТС 033/2013.
Суд Постановил:

решение Арбитражного суда Пермского края от 13 июня 2023 года по делу № А50-23583/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Кассационная инстанция (АС Уральского округа) рассмотрит жалобу 04.12.2023 года.
Налоговые споры -НДС